Эта статья позволит вам ознакомиться с понятием потребительское общество, ознакомиться с историей и механизмами кооперации в России и мире, и лучше понять устройство Потребительского общества «Рублик»
Что же такое потребительское общество и чем оно отличается от обычной коммерческой структуры? Как устроено потребительское общество? Законна ли деятельность потребительского общества? Какую деятельность может вести потребительское общество? и т.д., все это и многое другое вы узнаете в этой статье, приятного прочтения.
Потребительское общество – это семейная, дружеская экономическая система, без постороннего вмешательства.
Потребительское общество – это коллективная деятельность, направленная на удовлетворение первоочередных потребностей ее членов.
Потребительское общество – это юридическая форма партнерства, позволяющая вести собственную экономику без участия государства, обеспечивающая максимальную выгоду его участникам за счет ведения деятельности в некоммерческом правовом поле.
Законодательная поддержка потребительской кооперации.
Официальное определение потребительского общества таково – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Законодательно деятельность потребительских обществ регулируется Федеральным законом от 19.06.1992 г. № 3085-1 ФЗ «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Этот закон гарантирует государственную поддержку потребительским обществам и их союзам, а также гражданам и юридическим лицам создающим их, учитываю их социальную значимость и пользу обществу. Это подтверждается высказыванием главы государства:
«Нужны финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов людей… такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах»
Из ежегодного Послания Президента Российской Федерации
В.В. Путина Федеральному Собранию.
Также стоит обратить внимание на статьи 116, 117,118,120,121 ГК РФ. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с законодательством о потребительской кооперации, для полного понимания механизмов его работы.
Постановление правительства РФ от 24.01.1994 г. №24 «Вопрос потребительской кооперации РФ» рекомендует не только компенсировать некоторые затраты организации потребительской кооперации, но и освободить их от некоторых видов налогов.
Закон РФ №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Потребительская кооперация – социально ориентированная система.
История потребительской кооперации в России и мире.
«Задачей государства считаю
создание условий для развития гражданского общества.
Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все
Возможности для реализации своих благородных устремлений».
Послание Федеральному Собранию РФ 12.11.2009 г.
Дмитрий Анатольевич Медведев
Мировая практика выработала эффективный механизм хозяйствования – потребкооперация. Потребкооперация как объединение труда и средств, для совместной деятельности используется очень широко. Организации потребкооперации объединяет неограниченное число людей, которые, став его членами, принимают в деятельности своего добровольного союза личное, в том числе материальное и трудовое участие. Потребительский кооператив, прежде всего заботится о благосостоянии своих членов, он действует не ради наживы отдельных лиц. Кооперация справедливо называют социальным открытием новейшей цивилизации.
Кооперация зарождалась на рубеже XIX столетия. Люди с незапамятных времен накапливали опыт взаимного сотрудничества и солидарности. Докооперативные формы объединений основывались на взаимодействии и взаимопомощи и представляли собой: крестьянские общины, артели, складчина, взаимопомощь при выполнении работ.
Россия не является исключением, т.к. она всегда была общинной страной и потребкооперация в нашей стране основана в 1831 году. Русская община- называемая миром, руководствовалась принципом семьи, где справедливым «отцом» был сход крестьян. Община выполняла ряд функций: хозяйственную, фискальную, административную, социальную, воспитательную и действовала в интересах своих членов. При выполнении отдельных работ она могла делиться на артели соединявшиеся между собой капиталом и трудами. Традиционная взаимопомощь практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо убрать урожай, построить дом, соорудить колодец и тому подобное. Некоторые общины имели «завет» (устав).
В русских общинах преобладала духовность, над материальным и именно духовность была ключом к пониманию всей хозяйственной деятельности крестьян в сельской общине, ремесленников в русской артели и т.д.
Современное международное кооперативное движение представляет собой глобальное явление. Многозначное интернациональное слово кооперация происходит от латинского – cooperation и переводится как сотрудничество.
Все кооперативы мира объединяются сегодня для развития кооперации, создания все новых и новых обществ, для удовлетворения разнообразных нужд и потребностей людей. Потребительская кооперация все больше получает одобрение своей деятельности во многих регионах Российской Федерации. Сегодня на повестке дня стоят важные задачи социально-экономического развития территорий, увеличение среднего класса, улучшение уровня жизни населения.
Направления развития и социальная роль многоотраслевой деятельности потребкооперации, оказывает влияние на процесс формирования социальной экономики ориентированной на достойную мотивацию трудового участия граждан в процессе производства, справедливое распределение, обмен и потребление материальных благ.
Деятельность организаций потребкооперации основана на любви к людям, коллективном труде, солидарности и активной жизненной позиции своих членов.
Кооперативное движение России формировалось 180 лет и сегодня может стать массовым жизнеспособным социально-экономическим явлением.
Создание первого потребительского кооператива в России.
Большая артель – первый российский потребительский кооператив, был создан декабристами.
Осужденные на долгие годы каторги, декабристы оказались оторванными от коммуникаций, находились в экстремальных условиях и их выживание находилось под угрозой. Прожить на месячное содержание от казны, в размере 2-х пудов муки и 1 руб. 98 коп. в суровых климатических условиях было практически невозможно. Находясь в читинском остроге в 1827 г., для того чтобы выжить, они объединились и создали артельное хозяйство. Оно было названо - артель, что означало добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки. С готовностью и воодушевлением они занялись обустройством быта: организовали швейную мастерскую, переплѐтную, слесарную и токарную. Разрабатывали целину, устраивали паники и занимались овощеводством. Организовав складчину из жалований и из денег присылаемых родственниками смогли организовать полноценное питание. Это было добровольное договорное объединение без устава, руководителем которого был выбран И.С. Повало-Швейковский. Выборы проходили с участием каждого члена и были очень демократичными, т.е. основывались на мнении каждого члена артели. В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне город Петровск-Забайкальский в Читинской области). На этом месте произошло окончательное организационное оформление артели. Здесь они приняли устав, разработанный комиссией состоящей из декабристов заслуживших уважение.
Составление устава было разрешено комендантом острога. Организация получила название «Артель», а после стала именоваться «Большой артелью». Терминов «общество потребителей» и «кооператив» в России еще не существовало. В 1832 году декабристы создали «Малую артель», представлявшую собой общество взаимопомощи с функциями судно-заемного товарищества.
Устав «Большой артели», составленный в обстановке открытости работы комиссии, был принят без голосования и 2 марта 1831 г. вступил в силу. Впервые устав артели был опубликован в 1872 году в «Записках» декабриста Н.В. Басарагина, который одно время был избранным руководителем «Большой артели».
Устав и по сей день вызывает неподдельный интерес кооператоров России. Он состоит из 13 разделов, 106 параграфов. Все 106 параграфов устава пронизаны желанием не ущемить интересы каждого участника и наилучшим образом организовать содержание, быт, и полноценное питание членов артели. Принципы, положенные в основу деятельности артели и сегодня являются актуальными и основополагающими в кооперативной практике, а именно: добровольность вступления, обязательность паевого взноса, равноправие, демократичность управления и контроль пайщиков, доступность информации, отчетности ревизионной комиссии перед пайщиками, взаимопомощь и др.
Цель артели декабристов заключалась в удовлетворении личных потребностей ее участников и защита потребительских интересов членов кооператива путем закупки оптом необходимых товаров. Для достижения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов артели, стоимости пайка мукой и денежного довольствия от казны. Артель не преследовала цели получения прибыли. В таком порядке «Большая артель» просуществовала до 1836 года. Она самоликвидировалась в связи с тем, что к тому времени большинство узников, отбыв назначенные им сроки каторги, покинули Петровский завод.
«Большая артель» по форме и по сути являлась первым в России потребительским обществом со всеми присущими ему признаками: наличие устава и многоотраслевая хозяйственная деятельность. Цели: улучшение своего материального положения, защита потребительских интересов путем закупки оптом необходимых качественных товаров.
Напомним, что в 1834 году на уставе «Большой артели» начала действовать «Малая артель». Она была организована, чтобы помогать выходящим на поселение декабристам и гарантировала большинству из них сносную жизнь на поселении. Помимо этого она выполняла функции ссудосберегательного банка, предоставляя займы всем нуждающимся под сравнительно небольшие проценты. Таким образом, благодаря организации всех сторон жизни на артельных началах все вместе они смогли выжить, не потерять физические силы, сохранить душевное здоровье и высокую нравственность.
Международный Кооперативный Альянс (МКА)
Международный Кооперативный Альянс – это 265 кооперативных организаций из 96 стран мира, объединенные в 1992 году, объединяющие миллиард человек, проживающих во всех странах мира. Число членов кооперативов по всему миру, в три раза превышает число участников акционерных обществ. К примеру, треть населения Малайзии и половина жителей Сингапура являются членами кооперативов.
Кооперативы дают работу более 100 миллионам человек, вносят значительный вклад в национальные экономики. В отдельных странах – Кении, Новый Зеландии – их доля в ВВП страны составляет 45%.
300 крупнейших кооперативов мира получают ежегодный доход более 1,6 триллионов долларов США. Объем продаж кооперативов США превышает 650 миллиардов долларов, а Франции – 280 миллиардов евро.
По оценкам ООН, почти 3 миллиарда человек, или половина населения земного шара, обеспечивает себе средства к существованию благодаря кооперативным предприятиям.
Международное определение понятия современного
потребительского кооператива
Объявлением 2012 года Международным годом кооперативов не является случайным. Это событие продолжает систему мероприятий ООН по признанию роли кооперативного движения в борьбе с бедностью и безработицей, защите социально уязвимых категорий населения, развитии образования, занятости молодежи и охране окружающей среды.
Девиз Международного года кооперативов – «Кооперативные предприятия строят лучший мир» - точно отражает стратегические цели развития кооперативного движения.
Определение, данное в документах Всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г.Манчестере (Великобритания) в 1995 году: кооператив – это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. Одновременное выполнение функций общественной организации и хозяйственного предприятия. Коллективно-групповая собственость и служебная роль капитала. Хозяева кооператива его члены.
Базовые международные кооперативные принципы:
Добровольное и открытое членство.
Демократический членский контроль.
Экономическое участие членов кооператива.
Самоуправление и независимость.
Образование, повышение квалификации и информационное обеспечение.
Сотрудничество кооперативных организаций между собой.
Забота о местной общине
Этические международные ценности кооперации:
Взаимная помощь.
Демократия.
Равенство.
Справедливость.
Солидарность.
Мировая практика и современная оценка роли кооперации.
Данные комиссии ЕС Брюссель 2004 г. В ЕС по меньшей мере 300000 кооперативов, которые предоставляют более 2,3 миллионов рабочих мест, более 140 миллионов жителей, которые являются членами кооперативов. Кооперативы – это средство предоставления высококачественных услуг. Услугами представлено 70% рынка и 69% рабочих мест в Евросоюзе. Более 75% всех новых обществ, созданных в Европе, находятся в секторе социальных услуг. Начиная с 90-х годов в Европе масштабно стали развиваться социальные многофункциональные потребительские кооперативы, что привело к серьезному развитию социальной сферы и социальному предпринимательству некоммерческих организаций обслуживающих домохозяйства, а также развитию некоммерческого сектора экономики предоставляющему не рыночные товары и услуги населению Европейских стран.
Всемирно известный прорыв совершила Бразилия, за семь лет достигла прироста численности пайщиков с 3 миллионов до 40 миллионов. В основе успеха – развитая система кооперативного образования. А сама страна из отстающих и катящихся вниз, вошла в 20 сильнейших экономически развитых стран мира.
Во всем мире кооперативы реализуют около 50% сельскохозяйственной продукции, а на рынках отдельных стран их доля является более высокой: Кения – 70% рынка кофе и 90% рынка хлопка; Норвегия – 96% рынка сырого молока и 80% рынка лесной продукции; Маврикия – 70% рынка свежих овощей; Словения – 79% рынка скота т.д.
Используя при производстве, переработке и реализации продукции только экологически чистое, натуральное сырье, кооперативы участвуют в построении чистого мира и «зеленой» экономики.
В Японии насчитывается 670 крупных потребительских кооперативов , насчитывающих около 14 миллионов пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 миллиарда долларов.
Таиланд насчитывает более 400 потребительских обществ со средним количеством членов 1800 человек, и большинство из этих обществ преуспевает.
В Индии 25 тысяч потребительских кооперативов и около 700 центральных оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип "улучшение условий жизни" и снижают возросший разрыв между "городом и деревней" посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния.
На западном континенте дела у кооперативов идут наилучшим образом. Как пример - Канада, которая имеет наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек.
Особое распространение на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности.
Потребительская кооперация Канады росла быстро, один из крупнейших кооперативов Северной Америки "Бритиш Канадиан" захватил торговый рынок в 1980 г.
Калгари имеет крупнейший розничный кооператив в Северной Америке который работает на 40% территории местного рынка.
360 обществ на Западе объединены в мощную организацию "Федеральные кооперативы", которая занимается оптовой торговлей и имеет оборот 2 млн. долларов США. В 1988 г. ее филиал по нефтепереработке открыл завод по очистке тяжелой необработанной нефти. В этот проект были вложены крупные инвестиции и он стал крупнейшим проектом, когда-либо осуществлявшимся западно-канадскими кооперативами.
176 обществ Атлантического региона слились в подобную федерацию "Коон Атлантик" в Монктоне, которая имеет годовой оборот 480 млн. фунтов стерлингов.
Существует объединение "Интерпровиншл Кооперативз", которое действует в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства.
Одно из достижений канадских кооператоров - это организация нового типа потребительских кооперативов, известная как "прямой плотекс". По существу, инициатором этой идеи явился Кооперативный Союз Канады. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. Начавшись в Оттаве, этот метод был опробован в разных обществах Канады, но его развитие относительно невысоко.
В США в 60-80-х годах прошла волна развития продовольственных кооперативов, которая усилила "альтернативный подход" к розничной торговле. Многие из этих кооперативов выжили и стали крупными кооперативными компаниями.
Например, калифорнийский потребительский кооператив "Джавис Фуд кооператив" начал свою деятельность как небольшой клуб по закупкам натуральных продуктов, а сейчас это крупнейшая в округе компания с оборотом 8 млн. долларов, в которую входят 4500 членов и осуществляющая 12% всей розничной торговли. В головную компанию входят 300 розничных кооперативов с 300 тыс. членов и 3000 закупочных обществ с общим оборотом более 500 млн. долларов. Все они относительно небольшие, крупнейшие из них имеют не более 7 магазинов, которые контролируют до 45 тыс. членов и ежегодный оборот этих компаний, взятых для примера, достигает 43 млн. долларов. Все они работают в условиях жесткой конкуренции, в которой когда-то и возникли.
Торговая ниша - продажа натуральных продуктов.
В странах Карибского бассейна потребительская кооперация не является крупным торговым сектором, но, например, в Тринидад и Тобаго правительство содействовало их становлению и провело крупномасштабную программу поддержки кооперативов. Создана национальная федерация, которую курирует правительство. Более 2000 кооперативов с количеством членов до 20% населения вносят ощутимый вклад в экономику этой страны.
Это далеко не полный список заслуг потребительских кооперативов несущих социальный вклад в экономику своих стран и мира в целом.
Данные факты известны в большей степени самим кооперативам, чем общественности. Это происходит потому, что в настоящее время нет объединенной информационной базы данных по деятельности кооперативов, как на национальном, так и на международном уровне.
В данный момент создаются проекты для того, чтобы вывести информирование населения мира о деятельности кооперативов на надлежащий уровень. Примером этому является Международный Кооперативный Альянс.
Система Потребительской кооперации в современной России.
Необходимость защиты интересов миллионов кооператоров и их организаций, выработки и осуществления современной кооперативной политики в условиях рыночных преобразований, усиления влияния кооперативного сектора в экономике и общественной жизни России породило идею создания единого координационного центра всех видов кооперации страны. Его инициатором выступил Центросоюз РФ.
9 июня 1998 года Учредительное собрание представителей девяти крупных объединений страны официально оформило образование национального общекооперативного центра под названием Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР).
Учредителями АКОР явились:
Центросоюз РФ, имеющий столетнюю историю и объединяющий большинство потребительских обществ страны;
Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, созданная в 1990 году и объединяющая большинство фермеров и их кооперативы;
Некоммерческая организация «Союз старателей России», образованная первоначально как «Союз артелей старателей СССР» в 1989 г.;
Союз сельских кредитных кооперативов, учрежденный в 1997 году и объединяющий тогда около 500000 человек;
Союз некоммерческих саморегулируемых организаций финансовой взаимопомощи «Лига кредитных союзов» России, образованный в 1994 году сорока кредитными кооперативными организациями;
Агропромышленный союз России, образованный в 1994 году сорока кредитными кооперативными организациями;
Некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов, зарегистрированное в 1997 году и включающее в свой состав около 100 кооперативов;
Московский союз жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных самоуправляемы сообществ, образованный в 1990 году и объединяющий 1900 кооперативов;
Некоммерческая организация «Общенациональная ассоциация организаций финансовой взаимопомощи».
ПОЗЖЕ В АКОР БЫЛ ПРИНЯТ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «РУСЬ». ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО «РУБЛИК» ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «РУСЬ»
Предметом деятельности АКОР являются:
Представление и защита интересов организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной и других кооперативных организаций в федеральных органах государственной власти;
Участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материально-технической и иной государственной поддержки кооперативных организаций России;
Определение экономической, социальной, научно-технической политики развития кооперативных организаций страны, содействие совершенствованию и развитию их деятельности.
Представление интересов кооперативных организаций России в международном кооперативном движении.
Пропаганда идей кооперативного движения и обобщение его опыта.
В целом образование АКОР – необходимый шаг на пути преодоления прежней раздробленности кооперативных организаций страны и является достаточно крупной и представительной некоммерческой структурой, объединяющей кооперативное сообщество РФ. Деятельность АКОР способствует возрождению кооперации России на основе ценностей и принципов международного кооперативного движения.
Кооперация РФ находится в стадии развития и ее нельзя пока отнести к категории развитых. Это также выражается в большом количестве «Лжекооперативов», т.е. кооперативов образованных небольшими группами лиц, для воплощения своих криминальных целей. По некоторым данным эта цифра достигает 40%.Это как правило «дикие» кооперативы, не входящие в союзы и объединения, т.к. при приеме новых обществ-пайщиков, заведена практика выставлять «условный срок» и чтобы пройти через него необходимо вести «правильную» социальную деятельность. Потребительское общество «Рублик» является полноценным членом Союза потребительских обществ «Русь».
Рассмотрим инновационную модель многофункциональногосоциального потребительского общества, которым является Потребительское общество «Рублик».
Изначально стоит рассмотреть этические взгляды лежащие в основе создания и управления социальным потребительским обществом. Это принципы выработанные практикой управления и ведения эффективного бизнеса еще в 1912 году Российскими предпринимателями, которые очень актуальны и по сей день и лежат в основе создания Потребительского общества «Рублик».
Семь принципов ведения дел в России:
Люби и уважай человека.
Любовь и уважение к человеку со стороны предпринимателя – залог ответной любви и благорасположения.
Уважай право частной собственности.
Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель, пекись о благе своей Отчизны. Береги собственность и имущество других, как свое.
Уважай власть.
Власть – необходимое условие для успешного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.
Живи по средствам.
Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
Будь честен и правдив.
Честность и правдивость – основа предпринимательства, предпосылка честной прибыли и уважительных отношений в делах. Будь добродетелен, честен, правдив и милосерден.
Будь верен своему слову.
Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
Будь целеустремлен.
Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Наши цели
Обеспечение членов потребительского общества «Рублик» (далее по тексту – Общество) качественными товарами и услугами, по ценам ниже рыночных, за счет привлечения производителей к партнерству и поставки товаров напрямую к конечному потребителю.
Обеспечение рабочими местами членов Общества, создание инструментов, позволяющих каждому члену Общества получать доход от ведения хозяйственной деятельности как внутри Общества, так при взаимодействии с внешними структурами.
Создание уникальных программ, направленных на финансовое и что не маловажно духовное развитие членов Общества и реализацию их потенциала.
Создание устойчивой инфраструктуры для обеспечения бесперебойного и долгосрочного развития Общества.
Что все это значит для меня как рядового пайщика?
Экономия, экономия и еще раз экономия! Это значит, что ваши деньги внутри Общества стоят больше на 10, 15 а то и 20 процентов, чем в обычных магазинах!
Это возможность получать огромный доход, ограниченный разве что вашей фантазией и желанием, за счет привлечения новых пайщиков, организации собственного дела или просто участия в определенных программах!
Стабильность и процветание в будущем без страха и переживаний!
Все это легко достигается благодаря механизмам потребительской кооперации и именно для этого и было создано Потребительское общество «Рублик»
Основные принципы ведения деятельности потребительского общества «Рублик»
Добровольное и открытое членство
Участие членов общества в хозяйственной деятельности
Независимость от государства и автономная экономика
Объединение юридических и физических лиц в одном экономическом пространстве для удовлетворения собственных потребностей
Увеличения эффективности работы юридических лиц, за счет механизмов потребительской кооперации, таких как уменьшение налогооблагаемой базы, получение целевого, консолидированного (объединенного) покупателя и т.д.
Возможность ведения образовательной и банковской деятельности без специальных лицензий
Социальная ориентированность при принятии решений и образовании новых видов деятельности
Некоммерческое перераспределение имущества в потребительском обществе.
На базе Общества объединяются ПРОИЗВОДИТЕЛИ и ПОТРЕБИТЕЛИ.
Общая схема такова:
Производитель вносит паевой взнос в Общество товаром.
Потребитель вносит паевой взнос в Общество деньгами.
Внутри общества происходи натуральный обмен.
Производитель получает возврат паевого взноса деньгами.
Потребитель получает возврат паевого взноса товаром.
Себестоимость товара ниже, за счет опта и экономии на налогах.
Качество товара гораздо выше, т.к. есть обратная связь с потребителем.
В потребительском обществе сами его члены решают, с кем они будут иметь дело, а с кем нет. Здесь не пройдет безразличное отношение к качеству товара, его поставке и клиенту со стороны производителя. Тот производитель, который не может, или не хочет соответствовать высоким стандартам Общества, исключается из него и вместо него с легкостью находится более достойный производитель. Этот механизм позволяет поддерживать цены и качество продукции на максимально высоком уровне.
Формирование паевого фонда (складочного капитала) в Обществе осуществляется внесением паевых взносов пайщиками. Паевой взнос может вноситься деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, либо имущественными или другими правами имеющими денежную оценку. Паевой взнос до его внесения в Общество является частной собственностью физического или юридического лица. Пайщик передает его в полное распоряжение Обществу и он становится источником формирования имущества Общества, которое является частной коллективной собственностью, в то же время паевой взнос в Общество не обезличивается, а остается закрепленным персонально за каждым пайщиком.
Паевой фонд является оборотными средствами Общества с одной стороны для ведения деятельности организации, с другой стороны необходимым капиталом для выполнения поручений пайщиков для удовлетворения их нужд и потребностей.
Паевой фонд Общества является единым экономическим пространством внутрихозяйственной некоммерческой деятельности. Возврат паевого взноса или его части может осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельными участками и другим имуществом по согласованию сторон. Ст.414 ГК РФ предусматривает выдачу паевого взноса или его части в натуральной форме.
Складочный капитал, единое экономическое пространствоПотребительского общества
Правовой режим имущества, вводимого и выводимого из хозяйственного оборота.
По законодательству: кооператив – добровольное объединение лиц на основе членства для совместного достижения определенных целей на базе объединения его членами интеллектуальных и имущественных паевых взносов, на которые после их передачи Обществу право собственности возникает у Общества, а его участники приобретают права требования, которые можно реализовать при наличие установленных законом условий.
Паевой фонд – основа деятельности потребительского общества. Имущество находящееся в паевом фонде или перераспределенное через него, имеет высшую степень защиты от внешнего вмешательства во внутрихозяйственную деятельность потребительской кооперации на основании законодательства РФ, в том числе от государственных органов и органов местного самоуправления. В этом состоит один из основных принципов потребкооперации.
Таким образом, внося свое имущество в паевой фонд Общества, пайщик изменяет правовой режим этого имущества, а вместе с тем и режим его налогообложения и платежей, связанных с содержанием и эксплуатацией. При этом пайщик может пользоваться имуществом, получив его в безвозмездное пользование под залог своего паевого взноса (под залог своего права требования к Обществу по возврату паевого взноса). В соответствии со ст.48, ч1 ГК РФ, пайщик имеет в отношении Общества обязательственные права в связи с участием в образовании имущества Общества, а само имущество, находящееся в паевом фонде, является собственностью Общества. Заметим, что при внесении имущества в паевой фонд Общества не требуется его декларирование.
Сказанное выше касается и денежных средств, которые могут быть переданы в паевой фонд. Под залог своего паевого взноса пайщик может получить в Общество безвозмездную ссуду, но правовой режим полученных им денежных средств или имущества будет уже другим по сравнению с правовым режимом внесенных денег.
Система имущественных взаимоотношений в Обществе дает широкие возможности для использования пайщиками механизма залога, поскольку объектом залога являются денежные обязательства Общества перед пайщиками, либо право распоряжения паевым взносом. Не требуется, в случае необходимости, прохождения сложной процедуры реализации заложенного имущества через судебную исполнительную систему – кредиторская задолженность пайщика может быть погашена на основании ст.413 ГК РФ совпадением должника и кредитора в одном лице. Таким образом, получается механизм залога без процедур, предусмотренных типовым договором залога.
Кроме того, в Обществе действует система внутреннего поручительства. Пайщик может получить в пользование или в виде займа имущество или денежные средства на сумму, значительно превышающую его паевой взнос, под поручительство других пайщиков имеющих паевые взносы. Очевидно, система поручительства открывает перед пайщиками Общества широки возможности для управления своим имуществом.
Некоммерческие механизмы обеспечения пайщиков услугами и товарами.
Рыночные отношения находятся на различных уровнях:
- от низкого уровня – архаичные, свободные, непредсказуемые, рассчитанные на абстрактного потребителя;
- до самого высокого уровня – организованные прямые связи, логистические системы, доводящие товар до конечного потребителя точно и вовремя со знанием точного результата.
Особенности формирования имущества потребительского общества путем внесения взносов и других источников.
Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Обязательные взносы:
Вступительные взносы (целевое финансирование на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество) – невозвратные;
Членские взносы (целевое финансирование на содержание органов управления и ведение уставной деятельности) – невозвратные;
Паевые взносы (складочный капитал потребительского общества, учитываются на лицевом счете каждого пайщика) – возвратные.
Взносы в Общество вносятся как деньгами, так и имуществом.
При взносе частной собственности производится оценка по соглашению сторон. И при возврате оценка происходит по соглашению сторон.
При взносе государственной собственности происходит независимая оценка, которую организует собственник. При возврате, независимую оценку организует Общество.
Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Хозяйственная деятельность должна быть организована эффективно и приносить доход, чтобы потребительское общество могло решать экономические и социальные задачи. Для развития предпринимательской деятельности потребительским обществам нужны квалифицированные работники. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества распределяются по общеполезным фондам общества.
Банки могут привлекать денежные средства потребительских обществ как юридических лиц во вклады. Доходы полученные по вкладам, являются источником пополнения имущества общества.
Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции, государственные казначейские обязательства, векселя и другие.
Потребительское общество может привлекать денежные средства пайщиков, как заемные средства. Общество может получить имущество в собственность безвозмездно. Общество может получать доходы от сдачи в аренду, продажи имущества и т.д.
Некоммерческая основа хозяйственной деятельности потребительской кооперации – организация и использование целевого финансирования.
Общество может вести коммерческую и некоммерческую деятельность одновременно. При этом ведется две бухгалтерии и действуют следующие принципы:
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННАЯ.
Обеспечение потребностей и нужд пайщиков, предоставление им льгот, покрытие расходов на содержание и уставную деятельность организации.
Не облагается налогами. Ст.116, 414 ГК РФ. Гл.25, Ст.3
Что же такое потребительское общество и чем оно отличается от обычной коммерческой структуры? Как устроено потребительское общество? Законна ли деятельность потребительского общества? Какую деятельность может вести потребительское общество? и т.д., все это и многое другое вы узнаете в этой статье, приятного прочтения.
Потребительское общество – это семейная, дружеская экономическая система, без постороннего вмешательства.
Потребительское общество – это коллективная деятельность, направленная на удовлетворение первоочередных потребностей ее членов.
Потребительское общество – это юридическая форма партнерства, позволяющая вести собственную экономику без участия государства, обеспечивающая максимальную выгоду его участникам за счет ведения деятельности в некоммерческом правовом поле.
Законодательная поддержка потребительской кооперации.
Официальное определение потребительского общества таково – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Законодательно деятельность потребительских обществ регулируется Федеральным законом от 19.06.1992 г. № 3085-1 ФЗ «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Этот закон гарантирует государственную поддержку потребительским обществам и их союзам, а также гражданам и юридическим лицам создающим их, учитываю их социальную значимость и пользу обществу. Это подтверждается высказыванием главы государства:
«Нужны финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов людей… такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах»
Из ежегодного Послания Президента Российской Федерации
В.В. Путина Федеральному Собранию.
Также стоит обратить внимание на статьи 116, 117,118,120,121 ГК РФ. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с законодательством о потребительской кооперации, для полного понимания механизмов его работы.
Постановление правительства РФ от 24.01.1994 г. №24 «Вопрос потребительской кооперации РФ» рекомендует не только компенсировать некоторые затраты организации потребительской кооперации, но и освободить их от некоторых видов налогов.
Закон РФ №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Потребительская кооперация – социально ориентированная система.
История потребительской кооперации в России и мире.
«Задачей государства считаю
создание условий для развития гражданского общества.
Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все
Возможности для реализации своих благородных устремлений».
Послание Федеральному Собранию РФ 12.11.2009 г.
Дмитрий Анатольевич Медведев
Мировая практика выработала эффективный механизм хозяйствования – потребкооперация. Потребкооперация как объединение труда и средств, для совместной деятельности используется очень широко. Организации потребкооперации объединяет неограниченное число людей, которые, став его членами, принимают в деятельности своего добровольного союза личное, в том числе материальное и трудовое участие. Потребительский кооператив, прежде всего заботится о благосостоянии своих членов, он действует не ради наживы отдельных лиц. Кооперация справедливо называют социальным открытием новейшей цивилизации.
Кооперация зарождалась на рубеже XIX столетия. Люди с незапамятных времен накапливали опыт взаимного сотрудничества и солидарности. Докооперативные формы объединений основывались на взаимодействии и взаимопомощи и представляли собой: крестьянские общины, артели, складчина, взаимопомощь при выполнении работ.
Россия не является исключением, т.к. она всегда была общинной страной и потребкооперация в нашей стране основана в 1831 году. Русская община- называемая миром, руководствовалась принципом семьи, где справедливым «отцом» был сход крестьян. Община выполняла ряд функций: хозяйственную, фискальную, административную, социальную, воспитательную и действовала в интересах своих членов. При выполнении отдельных работ она могла делиться на артели соединявшиеся между собой капиталом и трудами. Традиционная взаимопомощь практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо убрать урожай, построить дом, соорудить колодец и тому подобное. Некоторые общины имели «завет» (устав).
В русских общинах преобладала духовность, над материальным и именно духовность была ключом к пониманию всей хозяйственной деятельности крестьян в сельской общине, ремесленников в русской артели и т.д.
Современное международное кооперативное движение представляет собой глобальное явление. Многозначное интернациональное слово кооперация происходит от латинского – cooperation и переводится как сотрудничество.
Все кооперативы мира объединяются сегодня для развития кооперации, создания все новых и новых обществ, для удовлетворения разнообразных нужд и потребностей людей. Потребительская кооперация все больше получает одобрение своей деятельности во многих регионах Российской Федерации. Сегодня на повестке дня стоят важные задачи социально-экономического развития территорий, увеличение среднего класса, улучшение уровня жизни населения.
Направления развития и социальная роль многоотраслевой деятельности потребкооперации, оказывает влияние на процесс формирования социальной экономики ориентированной на достойную мотивацию трудового участия граждан в процессе производства, справедливое распределение, обмен и потребление материальных благ.
Деятельность организаций потребкооперации основана на любви к людям, коллективном труде, солидарности и активной жизненной позиции своих членов.
Кооперативное движение России формировалось 180 лет и сегодня может стать массовым жизнеспособным социально-экономическим явлением.
Создание первого потребительского кооператива в России.
Большая артель – первый российский потребительский кооператив, был создан декабристами.
Осужденные на долгие годы каторги, декабристы оказались оторванными от коммуникаций, находились в экстремальных условиях и их выживание находилось под угрозой. Прожить на месячное содержание от казны, в размере 2-х пудов муки и 1 руб. 98 коп. в суровых климатических условиях было практически невозможно. Находясь в читинском остроге в 1827 г., для того чтобы выжить, они объединились и создали артельное хозяйство. Оно было названо - артель, что означало добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки. С готовностью и воодушевлением они занялись обустройством быта: организовали швейную мастерскую, переплѐтную, слесарную и токарную. Разрабатывали целину, устраивали паники и занимались овощеводством. Организовав складчину из жалований и из денег присылаемых родственниками смогли организовать полноценное питание. Это было добровольное договорное объединение без устава, руководителем которого был выбран И.С. Повало-Швейковский. Выборы проходили с участием каждого члена и были очень демократичными, т.е. основывались на мнении каждого члена артели. В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне город Петровск-Забайкальский в Читинской области). На этом месте произошло окончательное организационное оформление артели. Здесь они приняли устав, разработанный комиссией состоящей из декабристов заслуживших уважение.
Составление устава было разрешено комендантом острога. Организация получила название «Артель», а после стала именоваться «Большой артелью». Терминов «общество потребителей» и «кооператив» в России еще не существовало. В 1832 году декабристы создали «Малую артель», представлявшую собой общество взаимопомощи с функциями судно-заемного товарищества.
Устав «Большой артели», составленный в обстановке открытости работы комиссии, был принят без голосования и 2 марта 1831 г. вступил в силу. Впервые устав артели был опубликован в 1872 году в «Записках» декабриста Н.В. Басарагина, который одно время был избранным руководителем «Большой артели».
Устав и по сей день вызывает неподдельный интерес кооператоров России. Он состоит из 13 разделов, 106 параграфов. Все 106 параграфов устава пронизаны желанием не ущемить интересы каждого участника и наилучшим образом организовать содержание, быт, и полноценное питание членов артели. Принципы, положенные в основу деятельности артели и сегодня являются актуальными и основополагающими в кооперативной практике, а именно: добровольность вступления, обязательность паевого взноса, равноправие, демократичность управления и контроль пайщиков, доступность информации, отчетности ревизионной комиссии перед пайщиками, взаимопомощь и др.
Цель артели декабристов заключалась в удовлетворении личных потребностей ее участников и защита потребительских интересов членов кооператива путем закупки оптом необходимых товаров. Для достижения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов артели, стоимости пайка мукой и денежного довольствия от казны. Артель не преследовала цели получения прибыли. В таком порядке «Большая артель» просуществовала до 1836 года. Она самоликвидировалась в связи с тем, что к тому времени большинство узников, отбыв назначенные им сроки каторги, покинули Петровский завод.
«Большая артель» по форме и по сути являлась первым в России потребительским обществом со всеми присущими ему признаками: наличие устава и многоотраслевая хозяйственная деятельность. Цели: улучшение своего материального положения, защита потребительских интересов путем закупки оптом необходимых качественных товаров.
Напомним, что в 1834 году на уставе «Большой артели» начала действовать «Малая артель». Она была организована, чтобы помогать выходящим на поселение декабристам и гарантировала большинству из них сносную жизнь на поселении. Помимо этого она выполняла функции ссудосберегательного банка, предоставляя займы всем нуждающимся под сравнительно небольшие проценты. Таким образом, благодаря организации всех сторон жизни на артельных началах все вместе они смогли выжить, не потерять физические силы, сохранить душевное здоровье и высокую нравственность.
Международный Кооперативный Альянс (МКА)
Международный Кооперативный Альянс – это 265 кооперативных организаций из 96 стран мира, объединенные в 1992 году, объединяющие миллиард человек, проживающих во всех странах мира. Число членов кооперативов по всему миру, в три раза превышает число участников акционерных обществ. К примеру, треть населения Малайзии и половина жителей Сингапура являются членами кооперативов.
Кооперативы дают работу более 100 миллионам человек, вносят значительный вклад в национальные экономики. В отдельных странах – Кении, Новый Зеландии – их доля в ВВП страны составляет 45%.
300 крупнейших кооперативов мира получают ежегодный доход более 1,6 триллионов долларов США. Объем продаж кооперативов США превышает 650 миллиардов долларов, а Франции – 280 миллиардов евро.
По оценкам ООН, почти 3 миллиарда человек, или половина населения земного шара, обеспечивает себе средства к существованию благодаря кооперативным предприятиям.
Международное определение понятия современного
потребительского кооператива
Объявлением 2012 года Международным годом кооперативов не является случайным. Это событие продолжает систему мероприятий ООН по признанию роли кооперативного движения в борьбе с бедностью и безработицей, защите социально уязвимых категорий населения, развитии образования, занятости молодежи и охране окружающей среды.
Девиз Международного года кооперативов – «Кооперативные предприятия строят лучший мир» - точно отражает стратегические цели развития кооперативного движения.
Определение, данное в документах Всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г.Манчестере (Великобритания) в 1995 году: кооператив – это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. Одновременное выполнение функций общественной организации и хозяйственного предприятия. Коллективно-групповая собственость и служебная роль капитала. Хозяева кооператива его члены.
Базовые международные кооперативные принципы:
Добровольное и открытое членство.
Демократический членский контроль.
Экономическое участие членов кооператива.
Самоуправление и независимость.
Образование, повышение квалификации и информационное обеспечение.
Сотрудничество кооперативных организаций между собой.
Забота о местной общине
Этические международные ценности кооперации:
Взаимная помощь.
Демократия.
Равенство.
Справедливость.
Солидарность.
Мировая практика и современная оценка роли кооперации.
Данные комиссии ЕС Брюссель 2004 г. В ЕС по меньшей мере 300000 кооперативов, которые предоставляют более 2,3 миллионов рабочих мест, более 140 миллионов жителей, которые являются членами кооперативов. Кооперативы – это средство предоставления высококачественных услуг. Услугами представлено 70% рынка и 69% рабочих мест в Евросоюзе. Более 75% всех новых обществ, созданных в Европе, находятся в секторе социальных услуг. Начиная с 90-х годов в Европе масштабно стали развиваться социальные многофункциональные потребительские кооперативы, что привело к серьезному развитию социальной сферы и социальному предпринимательству некоммерческих организаций обслуживающих домохозяйства, а также развитию некоммерческого сектора экономики предоставляющему не рыночные товары и услуги населению Европейских стран.
Всемирно известный прорыв совершила Бразилия, за семь лет достигла прироста численности пайщиков с 3 миллионов до 40 миллионов. В основе успеха – развитая система кооперативного образования. А сама страна из отстающих и катящихся вниз, вошла в 20 сильнейших экономически развитых стран мира.
Во всем мире кооперативы реализуют около 50% сельскохозяйственной продукции, а на рынках отдельных стран их доля является более высокой: Кения – 70% рынка кофе и 90% рынка хлопка; Норвегия – 96% рынка сырого молока и 80% рынка лесной продукции; Маврикия – 70% рынка свежих овощей; Словения – 79% рынка скота т.д.
Используя при производстве, переработке и реализации продукции только экологически чистое, натуральное сырье, кооперативы участвуют в построении чистого мира и «зеленой» экономики.
В Японии насчитывается 670 крупных потребительских кооперативов , насчитывающих около 14 миллионов пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 миллиарда долларов.
Таиланд насчитывает более 400 потребительских обществ со средним количеством членов 1800 человек, и большинство из этих обществ преуспевает.
В Индии 25 тысяч потребительских кооперативов и около 700 центральных оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип "улучшение условий жизни" и снижают возросший разрыв между "городом и деревней" посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния.
На западном континенте дела у кооперативов идут наилучшим образом. Как пример - Канада, которая имеет наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек.
Особое распространение на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности.
Потребительская кооперация Канады росла быстро, один из крупнейших кооперативов Северной Америки "Бритиш Канадиан" захватил торговый рынок в 1980 г.
Калгари имеет крупнейший розничный кооператив в Северной Америке который работает на 40% территории местного рынка.
360 обществ на Западе объединены в мощную организацию "Федеральные кооперативы", которая занимается оптовой торговлей и имеет оборот 2 млн. долларов США. В 1988 г. ее филиал по нефтепереработке открыл завод по очистке тяжелой необработанной нефти. В этот проект были вложены крупные инвестиции и он стал крупнейшим проектом, когда-либо осуществлявшимся западно-канадскими кооперативами.
176 обществ Атлантического региона слились в подобную федерацию "Коон Атлантик" в Монктоне, которая имеет годовой оборот 480 млн. фунтов стерлингов.
Существует объединение "Интерпровиншл Кооперативз", которое действует в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства.
Одно из достижений канадских кооператоров - это организация нового типа потребительских кооперативов, известная как "прямой плотекс". По существу, инициатором этой идеи явился Кооперативный Союз Канады. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. Начавшись в Оттаве, этот метод был опробован в разных обществах Канады, но его развитие относительно невысоко.
В США в 60-80-х годах прошла волна развития продовольственных кооперативов, которая усилила "альтернативный подход" к розничной торговле. Многие из этих кооперативов выжили и стали крупными кооперативными компаниями.
Например, калифорнийский потребительский кооператив "Джавис Фуд кооператив" начал свою деятельность как небольшой клуб по закупкам натуральных продуктов, а сейчас это крупнейшая в округе компания с оборотом 8 млн. долларов, в которую входят 4500 членов и осуществляющая 12% всей розничной торговли. В головную компанию входят 300 розничных кооперативов с 300 тыс. членов и 3000 закупочных обществ с общим оборотом более 500 млн. долларов. Все они относительно небольшие, крупнейшие из них имеют не более 7 магазинов, которые контролируют до 45 тыс. членов и ежегодный оборот этих компаний, взятых для примера, достигает 43 млн. долларов. Все они работают в условиях жесткой конкуренции, в которой когда-то и возникли.
Торговая ниша - продажа натуральных продуктов.
В странах Карибского бассейна потребительская кооперация не является крупным торговым сектором, но, например, в Тринидад и Тобаго правительство содействовало их становлению и провело крупномасштабную программу поддержки кооперативов. Создана национальная федерация, которую курирует правительство. Более 2000 кооперативов с количеством членов до 20% населения вносят ощутимый вклад в экономику этой страны.
Это далеко не полный список заслуг потребительских кооперативов несущих социальный вклад в экономику своих стран и мира в целом.
Данные факты известны в большей степени самим кооперативам, чем общественности. Это происходит потому, что в настоящее время нет объединенной информационной базы данных по деятельности кооперативов, как на национальном, так и на международном уровне.
В данный момент создаются проекты для того, чтобы вывести информирование населения мира о деятельности кооперативов на надлежащий уровень. Примером этому является Международный Кооперативный Альянс.
Система Потребительской кооперации в современной России.
Необходимость защиты интересов миллионов кооператоров и их организаций, выработки и осуществления современной кооперативной политики в условиях рыночных преобразований, усиления влияния кооперативного сектора в экономике и общественной жизни России породило идею создания единого координационного центра всех видов кооперации страны. Его инициатором выступил Центросоюз РФ.
9 июня 1998 года Учредительное собрание представителей девяти крупных объединений страны официально оформило образование национального общекооперативного центра под названием Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР).
Учредителями АКОР явились:
Центросоюз РФ, имеющий столетнюю историю и объединяющий большинство потребительских обществ страны;
Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, созданная в 1990 году и объединяющая большинство фермеров и их кооперативы;
Некоммерческая организация «Союз старателей России», образованная первоначально как «Союз артелей старателей СССР» в 1989 г.;
Союз сельских кредитных кооперативов, учрежденный в 1997 году и объединяющий тогда около 500000 человек;
Союз некоммерческих саморегулируемых организаций финансовой взаимопомощи «Лига кредитных союзов» России, образованный в 1994 году сорока кредитными кооперативными организациями;
Агропромышленный союз России, образованный в 1994 году сорока кредитными кооперативными организациями;
Некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов, зарегистрированное в 1997 году и включающее в свой состав около 100 кооперативов;
Московский союз жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных самоуправляемы сообществ, образованный в 1990 году и объединяющий 1900 кооперативов;
Некоммерческая организация «Общенациональная ассоциация организаций финансовой взаимопомощи».
ПОЗЖЕ В АКОР БЫЛ ПРИНЯТ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «РУСЬ». ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО «РУБЛИК» ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ «РУСЬ»
Предметом деятельности АКОР являются:
Представление и защита интересов организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной и других кооперативных организаций в федеральных органах государственной власти;
Участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материально-технической и иной государственной поддержки кооперативных организаций России;
Определение экономической, социальной, научно-технической политики развития кооперативных организаций страны, содействие совершенствованию и развитию их деятельности.
Представление интересов кооперативных организаций России в международном кооперативном движении.
Пропаганда идей кооперативного движения и обобщение его опыта.
В целом образование АКОР – необходимый шаг на пути преодоления прежней раздробленности кооперативных организаций страны и является достаточно крупной и представительной некоммерческой структурой, объединяющей кооперативное сообщество РФ. Деятельность АКОР способствует возрождению кооперации России на основе ценностей и принципов международного кооперативного движения.
Кооперация РФ находится в стадии развития и ее нельзя пока отнести к категории развитых. Это также выражается в большом количестве «Лжекооперативов», т.е. кооперативов образованных небольшими группами лиц, для воплощения своих криминальных целей. По некоторым данным эта цифра достигает 40%.Это как правило «дикие» кооперативы, не входящие в союзы и объединения, т.к. при приеме новых обществ-пайщиков, заведена практика выставлять «условный срок» и чтобы пройти через него необходимо вести «правильную» социальную деятельность. Потребительское общество «Рублик» является полноценным членом Союза потребительских обществ «Русь».
Рассмотрим инновационную модель многофункциональногосоциального потребительского общества, которым является Потребительское общество «Рублик».
Изначально стоит рассмотреть этические взгляды лежащие в основе создания и управления социальным потребительским обществом. Это принципы выработанные практикой управления и ведения эффективного бизнеса еще в 1912 году Российскими предпринимателями, которые очень актуальны и по сей день и лежат в основе создания Потребительского общества «Рублик».
Семь принципов ведения дел в России:
Люби и уважай человека.
Любовь и уважение к человеку со стороны предпринимателя – залог ответной любви и благорасположения.
Уважай право частной собственности.
Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель, пекись о благе своей Отчизны. Береги собственность и имущество других, как свое.
Уважай власть.
Власть – необходимое условие для успешного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.
Живи по средствам.
Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
Будь честен и правдив.
Честность и правдивость – основа предпринимательства, предпосылка честной прибыли и уважительных отношений в делах. Будь добродетелен, честен, правдив и милосерден.
Будь верен своему слову.
Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
Будь целеустремлен.
Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Наши цели
Обеспечение членов потребительского общества «Рублик» (далее по тексту – Общество) качественными товарами и услугами, по ценам ниже рыночных, за счет привлечения производителей к партнерству и поставки товаров напрямую к конечному потребителю.
Обеспечение рабочими местами членов Общества, создание инструментов, позволяющих каждому члену Общества получать доход от ведения хозяйственной деятельности как внутри Общества, так при взаимодействии с внешними структурами.
Создание уникальных программ, направленных на финансовое и что не маловажно духовное развитие членов Общества и реализацию их потенциала.
Создание устойчивой инфраструктуры для обеспечения бесперебойного и долгосрочного развития Общества.
Что все это значит для меня как рядового пайщика?
Экономия, экономия и еще раз экономия! Это значит, что ваши деньги внутри Общества стоят больше на 10, 15 а то и 20 процентов, чем в обычных магазинах!
Это возможность получать огромный доход, ограниченный разве что вашей фантазией и желанием, за счет привлечения новых пайщиков, организации собственного дела или просто участия в определенных программах!
Стабильность и процветание в будущем без страха и переживаний!
Все это легко достигается благодаря механизмам потребительской кооперации и именно для этого и было создано Потребительское общество «Рублик»
Основные принципы ведения деятельности потребительского общества «Рублик»
Добровольное и открытое членство
Участие членов общества в хозяйственной деятельности
Независимость от государства и автономная экономика
Объединение юридических и физических лиц в одном экономическом пространстве для удовлетворения собственных потребностей
Увеличения эффективности работы юридических лиц, за счет механизмов потребительской кооперации, таких как уменьшение налогооблагаемой базы, получение целевого, консолидированного (объединенного) покупателя и т.д.
Возможность ведения образовательной и банковской деятельности без специальных лицензий
Социальная ориентированность при принятии решений и образовании новых видов деятельности
Некоммерческое перераспределение имущества в потребительском обществе.
На базе Общества объединяются ПРОИЗВОДИТЕЛИ и ПОТРЕБИТЕЛИ.
Общая схема такова:
Производитель вносит паевой взнос в Общество товаром.
Потребитель вносит паевой взнос в Общество деньгами.
Внутри общества происходи натуральный обмен.
Производитель получает возврат паевого взноса деньгами.
Потребитель получает возврат паевого взноса товаром.
Себестоимость товара ниже, за счет опта и экономии на налогах.
Качество товара гораздо выше, т.к. есть обратная связь с потребителем.
В потребительском обществе сами его члены решают, с кем они будут иметь дело, а с кем нет. Здесь не пройдет безразличное отношение к качеству товара, его поставке и клиенту со стороны производителя. Тот производитель, который не может, или не хочет соответствовать высоким стандартам Общества, исключается из него и вместо него с легкостью находится более достойный производитель. Этот механизм позволяет поддерживать цены и качество продукции на максимально высоком уровне.
Формирование паевого фонда (складочного капитала) в Обществе осуществляется внесением паевых взносов пайщиками. Паевой взнос может вноситься деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом, либо имущественными или другими правами имеющими денежную оценку. Паевой взнос до его внесения в Общество является частной собственностью физического или юридического лица. Пайщик передает его в полное распоряжение Обществу и он становится источником формирования имущества Общества, которое является частной коллективной собственностью, в то же время паевой взнос в Общество не обезличивается, а остается закрепленным персонально за каждым пайщиком.
Паевой фонд является оборотными средствами Общества с одной стороны для ведения деятельности организации, с другой стороны необходимым капиталом для выполнения поручений пайщиков для удовлетворения их нужд и потребностей.
Паевой фонд Общества является единым экономическим пространством внутрихозяйственной некоммерческой деятельности. Возврат паевого взноса или его части может осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельными участками и другим имуществом по согласованию сторон. Ст.414 ГК РФ предусматривает выдачу паевого взноса или его части в натуральной форме.
Складочный капитал, единое экономическое пространствоПотребительского общества
Правовой режим имущества, вводимого и выводимого из хозяйственного оборота.
По законодательству: кооператив – добровольное объединение лиц на основе членства для совместного достижения определенных целей на базе объединения его членами интеллектуальных и имущественных паевых взносов, на которые после их передачи Обществу право собственности возникает у Общества, а его участники приобретают права требования, которые можно реализовать при наличие установленных законом условий.
Паевой фонд – основа деятельности потребительского общества. Имущество находящееся в паевом фонде или перераспределенное через него, имеет высшую степень защиты от внешнего вмешательства во внутрихозяйственную деятельность потребительской кооперации на основании законодательства РФ, в том числе от государственных органов и органов местного самоуправления. В этом состоит один из основных принципов потребкооперации.
Таким образом, внося свое имущество в паевой фонд Общества, пайщик изменяет правовой режим этого имущества, а вместе с тем и режим его налогообложения и платежей, связанных с содержанием и эксплуатацией. При этом пайщик может пользоваться имуществом, получив его в безвозмездное пользование под залог своего паевого взноса (под залог своего права требования к Обществу по возврату паевого взноса). В соответствии со ст.48, ч1 ГК РФ, пайщик имеет в отношении Общества обязательственные права в связи с участием в образовании имущества Общества, а само имущество, находящееся в паевом фонде, является собственностью Общества. Заметим, что при внесении имущества в паевой фонд Общества не требуется его декларирование.
Сказанное выше касается и денежных средств, которые могут быть переданы в паевой фонд. Под залог своего паевого взноса пайщик может получить в Общество безвозмездную ссуду, но правовой режим полученных им денежных средств или имущества будет уже другим по сравнению с правовым режимом внесенных денег.
Система имущественных взаимоотношений в Обществе дает широкие возможности для использования пайщиками механизма залога, поскольку объектом залога являются денежные обязательства Общества перед пайщиками, либо право распоряжения паевым взносом. Не требуется, в случае необходимости, прохождения сложной процедуры реализации заложенного имущества через судебную исполнительную систему – кредиторская задолженность пайщика может быть погашена на основании ст.413 ГК РФ совпадением должника и кредитора в одном лице. Таким образом, получается механизм залога без процедур, предусмотренных типовым договором залога.
Кроме того, в Обществе действует система внутреннего поручительства. Пайщик может получить в пользование или в виде займа имущество или денежные средства на сумму, значительно превышающую его паевой взнос, под поручительство других пайщиков имеющих паевые взносы. Очевидно, система поручительства открывает перед пайщиками Общества широки возможности для управления своим имуществом.
Некоммерческие механизмы обеспечения пайщиков услугами и товарами.
Рыночные отношения находятся на различных уровнях:
- от низкого уровня – архаичные, свободные, непредсказуемые, рассчитанные на абстрактного потребителя;
- до самого высокого уровня – организованные прямые связи, логистические системы, доводящие товар до конечного потребителя точно и вовремя со знанием точного результата.
Особенности формирования имущества потребительского общества путем внесения взносов и других источников.
Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Обязательные взносы:
Вступительные взносы (целевое финансирование на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество) – невозвратные;
Членские взносы (целевое финансирование на содержание органов управления и ведение уставной деятельности) – невозвратные;
Паевые взносы (складочный капитал потребительского общества, учитываются на лицевом счете каждого пайщика) – возвратные.
Взносы в Общество вносятся как деньгами, так и имуществом.
При взносе частной собственности производится оценка по соглашению сторон. И при возврате оценка происходит по соглашению сторон.
При взносе государственной собственности происходит независимая оценка, которую организует собственник. При возврате, независимую оценку организует Общество.
Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Хозяйственная деятельность должна быть организована эффективно и приносить доход, чтобы потребительское общество могло решать экономические и социальные задачи. Для развития предпринимательской деятельности потребительским обществам нужны квалифицированные работники. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества распределяются по общеполезным фондам общества.
Банки могут привлекать денежные средства потребительских обществ как юридических лиц во вклады. Доходы полученные по вкладам, являются источником пополнения имущества общества.
Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции, государственные казначейские обязательства, векселя и другие.
Потребительское общество может привлекать денежные средства пайщиков, как заемные средства. Общество может получить имущество в собственность безвозмездно. Общество может получать доходы от сдачи в аренду, продажи имущества и т.д.
Некоммерческая основа хозяйственной деятельности потребительской кооперации – организация и использование целевого финансирования.
Общество может вести коммерческую и некоммерческую деятельность одновременно. При этом ведется две бухгалтерии и действуют следующие принципы:
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННАЯ.
Обеспечение потребностей и нужд пайщиков, предоставление им льгот, покрытие расходов на содержание и уставную деятельность организации.
Не облагается налогами. Ст.116, 414 ГК РФ. Гл.25, Ст.3