Понятие «семейный бизнес» уже давно используется в западной практике, но до сих пор не получило широкого распространения в России. Между тем, такие компании в нашей стране имеют существенную специфику, составляя, по некоторым данным, до 70% от общего числа малых и средних предприятий.
Выражение «семейное дело» в России понимают совсем иначе, чем за рубежом. «Семейным делом» на Западе принято считать передающийся из поколения в поколения бизнес. При этом главная мотивация заморских предпринимателей – создание семейного дела ради того, чтобы обеспечить финансовое благополучие потомков, к которым это дело должно перейти.
У нас же семейным называют любой бизнес, организованный родственниками или близкими между собой людьми. А основная мотивация гораздо проще: нам надоедает наблюдать за тем, как наш гений бессовестно эксплуатируется на нынешней работе. А открыв свое дело, мы на порядок увеличиваем свои доходы. Неплохо, конечно, если при этом мы сможем стать основателями семейного бизнеса.
На Руси испокон веков считалось доброй традицией продолжать дело отцов. С гордостью говорилось: «В нашем роду до пятого колена – все гончары», или «Мастер – золотые руки. Это у них – семейное!».
Но современный семейный бизнес исходит из простого нежелания делиться прибылью с кем бы то ни было. Достаточно вспомнить распространённую в России фразу: «Надоело работать на чужого дядю!».
Вот несколько примеров успешного ведения дел российскими семейными кланами:
«Лаборатория Касперского»:
В прошлом году крупнейшей российской антивирусной компании едва удалось избежать революционных перестановок в совете правления. Наталья Касперская занимает сейчас пост Председателя совета директоров. А её экс-супруг Евгений Касперский, обладатель внутрикорпоративного прозвища «Бренд» и главный акционер, владеющий половиной компании, является Генеральным директором «Лаборатории». Помимо них в Совет правления входят ещё пять человек, представляющих филиалы компании в России, США и Китае.
Магазины электроники «Мир»:
Кому доверить свой бизнес, когда возраст уже не позволяет заниматься любимым делом так же активно, как десять лет назад? Основатель крупной сети магазинов электроники «Мир» Александр Кабанов в конце прошлого года заявил о передаче управления предприятием собственному сыну, занимавшему тогда пост вице-президента компании.
Успех на «Forex»:
Москвич Алексей Карпенко уже много лет успешно работает на рынке «Forex» и активно приобщает к этому делу своего 10-летнего сына Антона. С первого класса Антон вместе с отцом внимательно смотрел учебные фильмы, запоминал сюжеты, вникал в таблицы и термины. Сейчас Алексей с гордостью говорит:
– Успехи у Антона, конечно, переменные. Серьёзных денег я ему пока не доверяю, да и не в деньгах дело! Самое главное: я дам сыну профессию, благодаря которой он никогда не останется без работы. И что интересно: жена, видя наше с сыном упорство, постепенно тоже втянулась в хитрую науку трейдинга.
Ландшафтное дело:
Рассказывает Евгений Андреев, генеральный директор ЗАО «Динос-Парк»:
– Семейный бизнес – это хобби, двигатель, стиль жизни всех его участников. Семейное дело – это когда ты ложишься спать, и тебе снятся сны о твоих проектах, когда ты едешь отдыхать для того, чтобы найти новые идеи и посмотреть ландшафты других – и тебе это нравится. Конечно, сложно разделить рабочее время и выходные дни. Если кто-то из нас, к примеру, едет в Монте-Карло, то в казино, как большинство людей, он не пойдет – он поедет посмотреть, как там реализованы японские сады. Отдых является для нас не наградой за работу, а ее продолжением.
Небольшая семейная компания, как наша, очень удобна с точки зрения управления: мы оперативно реагируем на изменение условий внешней среды. Плюс к этому – мне не нужно прилагать лишних усилий для того, чтобы что-то объяснять членам семьи. Они понимают состояние дел без лишних слов. Другой положительный момент заключается в том, что в семейном бизнесе накопленные знания, опыт, полученный в ходе работы, не исчезают, не уходят вместе с наемными работниками, а остаются внутри компании. Правда, порой, именно к близким приходится быть особенно требовательным…
Магазин «Сказочник» (г. Ижевск):
Николай и Юлия Мацулевич успешно воплотили в жизнь давнюю мечту о своём магазине эксклюзивных подарков. Найдя хороших мастеров по дереву, металлу, профессиональных портных и дизайнеров они начали принимать заказы на создание и подбор индивидуальных подарков для VIP-лиц Ижевска и республики. Пока Николай ведёт переговоры с поставщиками и мастерами из других городов, жена проверяет бухгалтерскую отчётность, содержит штат продавцов, а также организует в магазине тематические вечера, семинары и выставки для клиентов, приглашая к себе на огонёк известных в Ижевске психологов, актёров и художников.
Ключи к успеху в семейном бизнесе.
Ежегодно родственниками открывается значительная часть новых бизнесов в стране. Начиная бизнес с супругом(й), родителями, братьями, сестрами или детьми основатель сталкивается с дополнительными проблемами помимо обычных для любого начинающего предпринимателя. Именно поэтому выживает в итоге только один из трех семейных бизнесов. На стадии запуска семейного бизнеса эти опасности особенно остры.
Члены семейства часто присоединяются к новому бизнесу, не имея ясного представления относительно своей роли в нем в дальнейшем. Если вы вовлекаете родственников в свой бизнес необходимо сразу прояснить вопросы компенсаций, планы выхода из бизнеса и многие другие детали до тех пор, пока это не переросло в проблему.
Ниже приводится 12 приоритетов для создания правильного баланса в семейном бизнесе:
Определите границы.
Родственникам легко говорить об открытии круглосуточного магазина. Но смешение бизнеса, личной и семейной жизни в конечном счете приводит к запутанному вареву. А потому ограничьте любые обсуждения бизнеса вне офиса. Это не всегда получается, но, по крайней мере, помогает их сократить.
Установите ясные и регулярные процедуры обсуждения.
Проблемы и расхождения мнений неизбежны. Возможно, вы уже с ними столкнулись. Еженедельные встречи помогут вам вовремя выявить и разрешить любые споры и разногласия.
Разделите роли и обязанности.
Различные члены семьи должны заниматься вопросами, соответствующими их навыкам и склонностям, но роли должны быть распределены заранее, чтобы избежать конфликтов. Серьезные решения могут приниматься сообща, но коллегиальное решение мелких вопросов потопит бизнес.
Бизнес есть бизнес.
Типичная ловушка семейного бизнеса – слишком большой акцент на семье и недостаточный - на бизнесе. Характеристики здорового бизнеса не всегда совместимы с семейной гармонией и к этому надо быть готовым.
Выявите преимущества именно семейного бизнеса.
Семейный бизнес обладает уникальными выгодами. Прежде всего – это доступ к человеческому потенциалу каждого члена семьи. Это может стать ключом к выживанию, поскольку позволяет сэкономить на зарплате сотрудников или получить экстренную ссуду в случае необходимости.
Справедливый подход.
Несмотря на то, что многие эксперты рекомендуют вообще избегать приема на работу родственников, это приводит к потери уникальных свойств, характерных именно для семейного бизнеса. Множество мелких компаний никогда бы не выжило без энергии и тяжелой работы на благо компании всех членов семьи. А квалифицированные специалисты – члены семьи – это еще и огромный актив вашего бизнеса. Но избегайте фаворитизма. Размер заработной платы, продвижение по службе, рабочий график, критика и поощрения должны быть беспристрастны по отношению ко всем служащим, независимо от наличия родственных связей.
Закрепите служебные отношения в письменной форме.
Это особенно важно для родственников, вовлеченных в бизнес без четкого плана того, как они выйдут из него. Чтобы избежать недопонимания и трудных ситуаций в будущем, определите в письменной форме размер компенсации, долю собственности, обязанности и другие вопросы.
Не стоит стремиться обеспечивать «интересными» должностями родственников.
Вы не должны становиться источником рабочих мест для своих детей и прочих родственников. Рабочие места должны распределяться, основываясь на знаниях и навыках соискателей, а не на их родственных связях.
Четко определите вертикаль управления.
Часто члены семей, имеющие долю в бизнесе, полагают, что могут выговаривать служащим, и требовать, чтобы те отчитывались перед ними. Такое поведение естественно приводит к недовольству подчиненных.
Ищите советы со стороны.
Процесс принятия решений в семейном бизнесе часто оказывается слишком закрытым. Новые идеи и творческое мышление не всегда могут пробиться сквозь запутанные сети семейных отношений. Привлечение внешних советников, не связанных ни с кем из семьи хороший способ дать бизнесу оценку.
Последовательный план развития.
Семейный бизнес без долгосрочного плана развития просто напрашивается на неприятности. План должен прояснять детали того как будет передаваться эстафета управления бизнесом следующему поколению. Также должна быть определена финансовая сторона при увольнении членов семьи. Для составления подобного плана без помощи профессионала со стороны не обойтись.
Наличие стороннего опыта у сотрудников.
Привлекайте своих детей к бизнесу только если они уже имеют 3-5 лет опыта работы в другой компании. Лучше - в отличающейся от вашего бизнеса сфере. Это даст им ценное видение того как работают другие, несвязанные семейными узами люди.
Недостатки и преимущества семейного бизнеса.
Начинать семейный бизнес с кем-то из близких намного проще. На первых порах вы особенно будете нуждаться в людях, на которых можно гарантированно положиться в любой ситуации.
Кстати, в Италии более 90% компаний находятся в собственности одной семьи. А в Китае или Японии человек со стороны имеет крайне мало шансов стать желанной «штатной единицей» - там бизнес строится на протекционизме. Там полагают, что «свои» принимают интересы фирмы ближе к сердцу, чем «чужие», ничем с ней не связанные.
Вы всегда можете договориться с близкими об отсрочке зарплаты. Например, в случае если ваше дело будет переживать трудные времена. Однако, стоит заметить, что вы не вправе считать своих близких обязанными «затянуть пояса». Родственники – такие же сотрудники, как все прочие. Если вы пока не в состоянии платить оговоренную зарплату, будьте готовы в каких-то вопросах идти им навстречу. Например, предоставить определенные льготы, гибкий график работы и т.д.
Близким и родным гораздо труднее указывать на допущенные ошибки. Особенно увольнять тех, кто не справляется с порученной работой. С посторонними в этом плане легче.
Будьте реалистами – реально оценивайте потенциал своих близких.Семейный бизнес и семья – не одно и то же. А ваша фирма – не биржа труда и не приют для безработных родственников. Чем раньше вы придете к этим выводам, тем больше нервов и сил сбережете. Помните, Вам нужен работник, а не бездельник с правильными генами. «Хороший человек», как и «близкий», - не профессия.
Относительно семейного бизнеса существует две точки зрения:
Родственники не могут организовать успешный и процветающий бизнес в силу сложившихся между ними отношений (доверительных или, наоборот, недоверчивых).
Именно родственники способны создать стабильно прогрессирующую структуру.
И как ни удивительно, оба мнения имеют твердые практические подтверждения. В чем причина существования двух противоположных ответов на один и тот же вопрос?
Причины неудач в семейном бизнесе:
Первая ситуация, характерная для неудачного семейного бизнеса, создается тогда, когда в семье есть кто-то, задействованный в бизнесе – в большинстве случаев между членами семьи начинает постепенно устанавливаться непонимание. Бизнесмен постоянно занят, у него никогда не хватает времени для семьи, он постоянно скрытен, молчалив и чем-то озабочен, а поскольку подобное состояние превращается в его образ жизни и принимает постоянный характер, то обстановка постепенно накаляется и начинаются скандалы. И тогда бизнесмен, решая исправить ситуацию и сплотить семью, предлагает членам семьи присоединиться к нему в бизнесе. Некоторые эксперты считают такой шаг ошибочным, поскольку, как правило, с этого момента начинаются серьезные проблемы, как в личных отношениях, так и в бизнесе. Непонимание никуда не исчезает, а вдобавок начинает появляться раздраженность друг другом (у бизнесмена из-за того, что его родственники не так оперативны и компетентны, а у родственников – что им не уделяют должного внимания).
Вторая причина несовместимости родственников в семейном бизнесе – это отсутствие делового авторитета в глазах друг друга. Типичным тому подтверждением являются неоднократные насмешки, когда кто-то из членов семьи решает заняться бизнесом и предлагает организовать семейное дело. В этом случае даже если родственники и соглашаются на это предложение, то только для того, чтобы наблюдать весь ход событий и убедиться в конечном фиаско. В подобных ситуациях родственников предварительно следует хорошенько подготовить психологически и склонить к точке зрения о необходимости и целесообразности своего дела, а уж только потом, когда они будут готовы, озвучить свою идею и предложить сотрудничество.
Также часто встречающимися фатальными ошибками становятся неумение разграничивать личные и служебные отношения и назначение родственников на высокие должности. Отсутствие четкого и ясного понимания, что бизнес имеет свои правила и законы, к которым нужно прислушиваться, дабы иметь успех, приводит к обидам, раздорам и в конечном итоге либо к рушению семьи, либо бизнеса. То же самое можно сказать и о родственниках на хороших постах. Беря в команду на ответственную должность родственника, который не соответствует этой должности по опыту и навыкам, вы и усугубляете состояние дел, и тем самым обижаете родственника (поскольку он либо постоянно остается виноватым, либо считает, что вы недостаточно ему помогаете). Эксперты рекомендует сначала поручить члену вашей семьи обязанности по силам, а с приобретением им необходимых знаний и опыта, повышать по службе.
Очень часто причиной раздора в семейном бизнесе становятся амбиции и гордыня, но, как правило, это относится к дальним родственникам, а также к супругам, братьям и сестрам (между родителями и детьми такие конфликты случаются намного реже). Способности и хватка у разных людей разные, нередко получается так, что приглашенный родственник-новичок очень быстро осваивает новое дело и становится успешнее и авторитетнее, чем пригласивший его основатель. Заканчиваются подобные ситуации тем, что получивший навыки родственник открывает свое дело и уводит за собой часть персонала, а родственные отношения остаются испорченными зачастую навсегда.
Преимущества семейного бизнеса:
О преимуществах семейного бизнеса можно говорить только в том случае, когда он правильно организован, успешно развивается и каждый задействованный в нем член семьи доволен своими и чужими результатами, т.е. в случае успешного семейного дела.
Итак, первым очевидным преимуществом является то, что прибыль в семье от данного бизнеса максимальна, соответственно семейный бюджет, вложенный в него, возвращается быстрее.
Правильно выстроенные отношения в бизнесе и общий интерес еще больше сближают членов семьи и увеличивают количество плоскостей их взаимодействия.
В семейном бизнесе, как правило, нет недомолвок, которые могут стать неожиданностью и повлечь за собой финансовые потери. Члены семьи обычно в курсе личных планов друг друга (свадьба, рождение детей и др.), что позволяет заранее предусмотреть и избежать возможных пробелов в делах. Сотрудники по найму, как правило, о подобных ситуациях молчат до последнего и ставят перед фактом зачастую в самый неподходящий момент.
По мнению экспертов, одно из преимуществ семейного бизнеса – возможность приобщить к нему своих детей, начиная уже со среднего школьного возраста. В процессе приобщения к бизнесу детей вы учите не теоретически, а практически, используя свой опыт и знания, полученные в конкретном деле. Наглядный пример родителей куда эффективнее действует, нежели ничем не подтвержденные поучения и теоретические знания в учебных заведениях.
Стабильно прогрессирующий и приносящий постоянный доход бизнес можно передать по наследству, обеспечив тем самым будущее детей (если только они будут продолжать начатое вами дело).
Как избежать конфликтов в семейном бизнесе.
Решившись на семейный бизнес, необходимо заранее обдумать возможные трудности и попытаться максимально их исключить. Желательно разработать для себя и своих родственников-коллег четкие правила и обсудить их совместно, приняв какое-либо решение единогласно. И чтобы избежать нежелательных недоразумений следует каждому их придерживаться:
Первым делом при организации предприятия оформляются уставные документы. В зависимости от совместно принятого решения относительно прав, обязанностей и роли каждого из членов семьи в данном деле, необходимо в уставных документах прописать учредителей и их долю в уставном капитале. Это предотвратит конфликт в случае отрицательного исхода организованного дела при разделе имущества.
Закрепив за каждым из членов семьи какую-либо оговоренную должность, эксперты рекомендует составить должностные инструкции для каждой штатной единицы, в которых обязательно должны быть зафиксированы круг вопросов и задач, обязанности и ответственность, соответствующие каждой должности. Должностные инструкции помогают систематизировать трудовые ресурсы, рационализировать трудовой процесс, а также ограничить возможность «сования носа не в свои дела» тех, из-за любопытности которых зачастую и происходят серьезные семейные и производственные конфликты.
Помимо этого должна быть четко определена вертикаль управления, чтобы никто из родственников не брал на себя лишних полномочий, делая неуместные замечания другим сотрудникам, поскольку подобные явления вызывают негодования в коллективе и разлагают трудовую дисциплину.
Обязательно необходимо очертить и прописать, например, в протокольном решении заседания учредителей круг вопросов для совместного семейного обсуждения. На семейный совет должны выноситься все вопросы, которые касаются финансовой стороны не только предприятия, а и семейного бюджета (расширение бизнеса, увеличение уставного капитала, пополнение оборотных средств, кредитование, инвестирование, участие в тендерах и пр.).
Прописать во внутреннем положении график работы и стараться придерживаться определенного режима работы. Очень часто именно по причине отсутствия в кругу семьи и постоянном пропадании на работе происходит распад семей и конфликтные ситуации в бизнесе.
Обязательно необходимо одинаково справедливое отношение абсолютно ко всем сотрудникам независимо от родственных связей.
Если ваш бизнес приобрел более громоздкие масштабы, и вы уже не в состоянии его контролировать прежними силами, целесообразно, отойти от дел и работы исполнителя, поставив на свое место проявившего себя в профессиональном плане родственника, а самому уделить больше времени и внимания семье.
Очень важным моментом является привлечение в бизнес детей. Во избежание конфликтов личностей и принципов бизнеса необходимо руководствоваться в первую очередь интересами ребенка. Ни в коем случае идея семейного бизнеса не должна быть навязана вами. Ребенок должен сам прийти к тому, чтобы заниматься не просто бизнесом, а бизнесом, основанным его родителями. Причем заинтересовывать нюансами предпринимательства необходимо, начиная со средней школы, и не отказывать в удовлетворении любопытства относительно теории, практики и технологии развития, как вашего дела, так и бизнеса в целом. Возможно, именно ваш ребенок превратит начатое вами маленькое дело в международный и признанный бизнес.
Можно попробовать самому создать свой бизнес, вложив в это немало сил и денег. Некоторые гуру советуют обучиться и заочно пройти школу своего дела, а затем уже создать его.
Но статистика, упрямая как компас вещь, подсказывает, куда предпринимателю стоит направить внимание и средства. Это франчайзинг – метод тиражирования успешного малого бизнеса. Если верить статистике, то вероятность успеха малого бизнеса, который ведется по системе франчайзинга, значительно выше, чем у доморощенного бизнеса.
Из 100 бизнесов, открытых самостоятельно, к концу 5-го года прекращают деятельность 90, а выживают лишь 10.
Из 100 бизнесов, начатых с помощью франчайзинга, к тому же сроку закрываются лишь 14, а 86 продолжают успешную работу.
Франчайзинг – это одновременно и Школа Своего Дела и само дело.
Франчайзор передает свою бизнес-систему, технологию, торговую марку, обучает и оказывает всестороннюю помощь франчайзи, которому благодаря такой поддержке значительно легче войти на рынок и добиться успеха.
И вот в 2014 году в нашей стране родилась новая компания "Премиум" с социально значимыми программами, которая может претендовать на роль идеального семейного бизнеса.
Почему компанию "Премиум" можно приводить в качестве образца для семейного бизнеса? Просто потому, что он отвечает большинству пожеланий:
- Имеет высокую вероятность успеха и быструю окупаемость
- Приносит хороший доход, достаточный для комфортного уровня жизни семьи
- Имеет широкий круг потребителей
- Бизнес не слишком сложный, его можно быстро освоить
- Получение постоянной заинтересованной поддержки от опытных в данном деле людей.
Выражение «семейное дело» в России понимают совсем иначе, чем за рубежом. «Семейным делом» на Западе принято считать передающийся из поколения в поколения бизнес. При этом главная мотивация заморских предпринимателей – создание семейного дела ради того, чтобы обеспечить финансовое благополучие потомков, к которым это дело должно перейти.
У нас же семейным называют любой бизнес, организованный родственниками или близкими между собой людьми. А основная мотивация гораздо проще: нам надоедает наблюдать за тем, как наш гений бессовестно эксплуатируется на нынешней работе. А открыв свое дело, мы на порядок увеличиваем свои доходы. Неплохо, конечно, если при этом мы сможем стать основателями семейного бизнеса.
На Руси испокон веков считалось доброй традицией продолжать дело отцов. С гордостью говорилось: «В нашем роду до пятого колена – все гончары», или «Мастер – золотые руки. Это у них – семейное!».
Но современный семейный бизнес исходит из простого нежелания делиться прибылью с кем бы то ни было. Достаточно вспомнить распространённую в России фразу: «Надоело работать на чужого дядю!».
Вот несколько примеров успешного ведения дел российскими семейными кланами:
«Лаборатория Касперского»:
В прошлом году крупнейшей российской антивирусной компании едва удалось избежать революционных перестановок в совете правления. Наталья Касперская занимает сейчас пост Председателя совета директоров. А её экс-супруг Евгений Касперский, обладатель внутрикорпоративного прозвища «Бренд» и главный акционер, владеющий половиной компании, является Генеральным директором «Лаборатории». Помимо них в Совет правления входят ещё пять человек, представляющих филиалы компании в России, США и Китае.
Магазины электроники «Мир»:
Кому доверить свой бизнес, когда возраст уже не позволяет заниматься любимым делом так же активно, как десять лет назад? Основатель крупной сети магазинов электроники «Мир» Александр Кабанов в конце прошлого года заявил о передаче управления предприятием собственному сыну, занимавшему тогда пост вице-президента компании.
Успех на «Forex»:
Москвич Алексей Карпенко уже много лет успешно работает на рынке «Forex» и активно приобщает к этому делу своего 10-летнего сына Антона. С первого класса Антон вместе с отцом внимательно смотрел учебные фильмы, запоминал сюжеты, вникал в таблицы и термины. Сейчас Алексей с гордостью говорит:
– Успехи у Антона, конечно, переменные. Серьёзных денег я ему пока не доверяю, да и не в деньгах дело! Самое главное: я дам сыну профессию, благодаря которой он никогда не останется без работы. И что интересно: жена, видя наше с сыном упорство, постепенно тоже втянулась в хитрую науку трейдинга.
Ландшафтное дело:
Рассказывает Евгений Андреев, генеральный директор ЗАО «Динос-Парк»:
– Семейный бизнес – это хобби, двигатель, стиль жизни всех его участников. Семейное дело – это когда ты ложишься спать, и тебе снятся сны о твоих проектах, когда ты едешь отдыхать для того, чтобы найти новые идеи и посмотреть ландшафты других – и тебе это нравится. Конечно, сложно разделить рабочее время и выходные дни. Если кто-то из нас, к примеру, едет в Монте-Карло, то в казино, как большинство людей, он не пойдет – он поедет посмотреть, как там реализованы японские сады. Отдых является для нас не наградой за работу, а ее продолжением.
Небольшая семейная компания, как наша, очень удобна с точки зрения управления: мы оперативно реагируем на изменение условий внешней среды. Плюс к этому – мне не нужно прилагать лишних усилий для того, чтобы что-то объяснять членам семьи. Они понимают состояние дел без лишних слов. Другой положительный момент заключается в том, что в семейном бизнесе накопленные знания, опыт, полученный в ходе работы, не исчезают, не уходят вместе с наемными работниками, а остаются внутри компании. Правда, порой, именно к близким приходится быть особенно требовательным…
Магазин «Сказочник» (г. Ижевск):
Николай и Юлия Мацулевич успешно воплотили в жизнь давнюю мечту о своём магазине эксклюзивных подарков. Найдя хороших мастеров по дереву, металлу, профессиональных портных и дизайнеров они начали принимать заказы на создание и подбор индивидуальных подарков для VIP-лиц Ижевска и республики. Пока Николай ведёт переговоры с поставщиками и мастерами из других городов, жена проверяет бухгалтерскую отчётность, содержит штат продавцов, а также организует в магазине тематические вечера, семинары и выставки для клиентов, приглашая к себе на огонёк известных в Ижевске психологов, актёров и художников.
Ключи к успеху в семейном бизнесе.
Ежегодно родственниками открывается значительная часть новых бизнесов в стране. Начиная бизнес с супругом(й), родителями, братьями, сестрами или детьми основатель сталкивается с дополнительными проблемами помимо обычных для любого начинающего предпринимателя. Именно поэтому выживает в итоге только один из трех семейных бизнесов. На стадии запуска семейного бизнеса эти опасности особенно остры.
Члены семейства часто присоединяются к новому бизнесу, не имея ясного представления относительно своей роли в нем в дальнейшем. Если вы вовлекаете родственников в свой бизнес необходимо сразу прояснить вопросы компенсаций, планы выхода из бизнеса и многие другие детали до тех пор, пока это не переросло в проблему.
Ниже приводится 12 приоритетов для создания правильного баланса в семейном бизнесе:
Определите границы.
Родственникам легко говорить об открытии круглосуточного магазина. Но смешение бизнеса, личной и семейной жизни в конечном счете приводит к запутанному вареву. А потому ограничьте любые обсуждения бизнеса вне офиса. Это не всегда получается, но, по крайней мере, помогает их сократить.
Установите ясные и регулярные процедуры обсуждения.
Проблемы и расхождения мнений неизбежны. Возможно, вы уже с ними столкнулись. Еженедельные встречи помогут вам вовремя выявить и разрешить любые споры и разногласия.
Разделите роли и обязанности.
Различные члены семьи должны заниматься вопросами, соответствующими их навыкам и склонностям, но роли должны быть распределены заранее, чтобы избежать конфликтов. Серьезные решения могут приниматься сообща, но коллегиальное решение мелких вопросов потопит бизнес.
Бизнес есть бизнес.
Типичная ловушка семейного бизнеса – слишком большой акцент на семье и недостаточный - на бизнесе. Характеристики здорового бизнеса не всегда совместимы с семейной гармонией и к этому надо быть готовым.
Выявите преимущества именно семейного бизнеса.
Семейный бизнес обладает уникальными выгодами. Прежде всего – это доступ к человеческому потенциалу каждого члена семьи. Это может стать ключом к выживанию, поскольку позволяет сэкономить на зарплате сотрудников или получить экстренную ссуду в случае необходимости.
Справедливый подход.
Несмотря на то, что многие эксперты рекомендуют вообще избегать приема на работу родственников, это приводит к потери уникальных свойств, характерных именно для семейного бизнеса. Множество мелких компаний никогда бы не выжило без энергии и тяжелой работы на благо компании всех членов семьи. А квалифицированные специалисты – члены семьи – это еще и огромный актив вашего бизнеса. Но избегайте фаворитизма. Размер заработной платы, продвижение по службе, рабочий график, критика и поощрения должны быть беспристрастны по отношению ко всем служащим, независимо от наличия родственных связей.
Закрепите служебные отношения в письменной форме.
Это особенно важно для родственников, вовлеченных в бизнес без четкого плана того, как они выйдут из него. Чтобы избежать недопонимания и трудных ситуаций в будущем, определите в письменной форме размер компенсации, долю собственности, обязанности и другие вопросы.
Не стоит стремиться обеспечивать «интересными» должностями родственников.
Вы не должны становиться источником рабочих мест для своих детей и прочих родственников. Рабочие места должны распределяться, основываясь на знаниях и навыках соискателей, а не на их родственных связях.
Четко определите вертикаль управления.
Часто члены семей, имеющие долю в бизнесе, полагают, что могут выговаривать служащим, и требовать, чтобы те отчитывались перед ними. Такое поведение естественно приводит к недовольству подчиненных.
Ищите советы со стороны.
Процесс принятия решений в семейном бизнесе часто оказывается слишком закрытым. Новые идеи и творческое мышление не всегда могут пробиться сквозь запутанные сети семейных отношений. Привлечение внешних советников, не связанных ни с кем из семьи хороший способ дать бизнесу оценку.
Последовательный план развития.
Семейный бизнес без долгосрочного плана развития просто напрашивается на неприятности. План должен прояснять детали того как будет передаваться эстафета управления бизнесом следующему поколению. Также должна быть определена финансовая сторона при увольнении членов семьи. Для составления подобного плана без помощи профессионала со стороны не обойтись.
Наличие стороннего опыта у сотрудников.
Привлекайте своих детей к бизнесу только если они уже имеют 3-5 лет опыта работы в другой компании. Лучше - в отличающейся от вашего бизнеса сфере. Это даст им ценное видение того как работают другие, несвязанные семейными узами люди.
Недостатки и преимущества семейного бизнеса.
Начинать семейный бизнес с кем-то из близких намного проще. На первых порах вы особенно будете нуждаться в людях, на которых можно гарантированно положиться в любой ситуации.
Кстати, в Италии более 90% компаний находятся в собственности одной семьи. А в Китае или Японии человек со стороны имеет крайне мало шансов стать желанной «штатной единицей» - там бизнес строится на протекционизме. Там полагают, что «свои» принимают интересы фирмы ближе к сердцу, чем «чужие», ничем с ней не связанные.
Вы всегда можете договориться с близкими об отсрочке зарплаты. Например, в случае если ваше дело будет переживать трудные времена. Однако, стоит заметить, что вы не вправе считать своих близких обязанными «затянуть пояса». Родственники – такие же сотрудники, как все прочие. Если вы пока не в состоянии платить оговоренную зарплату, будьте готовы в каких-то вопросах идти им навстречу. Например, предоставить определенные льготы, гибкий график работы и т.д.
Близким и родным гораздо труднее указывать на допущенные ошибки. Особенно увольнять тех, кто не справляется с порученной работой. С посторонними в этом плане легче.
Будьте реалистами – реально оценивайте потенциал своих близких.Семейный бизнес и семья – не одно и то же. А ваша фирма – не биржа труда и не приют для безработных родственников. Чем раньше вы придете к этим выводам, тем больше нервов и сил сбережете. Помните, Вам нужен работник, а не бездельник с правильными генами. «Хороший человек», как и «близкий», - не профессия.
Относительно семейного бизнеса существует две точки зрения:
Родственники не могут организовать успешный и процветающий бизнес в силу сложившихся между ними отношений (доверительных или, наоборот, недоверчивых).
Именно родственники способны создать стабильно прогрессирующую структуру.
И как ни удивительно, оба мнения имеют твердые практические подтверждения. В чем причина существования двух противоположных ответов на один и тот же вопрос?
Причины неудач в семейном бизнесе:
Первая ситуация, характерная для неудачного семейного бизнеса, создается тогда, когда в семье есть кто-то, задействованный в бизнесе – в большинстве случаев между членами семьи начинает постепенно устанавливаться непонимание. Бизнесмен постоянно занят, у него никогда не хватает времени для семьи, он постоянно скрытен, молчалив и чем-то озабочен, а поскольку подобное состояние превращается в его образ жизни и принимает постоянный характер, то обстановка постепенно накаляется и начинаются скандалы. И тогда бизнесмен, решая исправить ситуацию и сплотить семью, предлагает членам семьи присоединиться к нему в бизнесе. Некоторые эксперты считают такой шаг ошибочным, поскольку, как правило, с этого момента начинаются серьезные проблемы, как в личных отношениях, так и в бизнесе. Непонимание никуда не исчезает, а вдобавок начинает появляться раздраженность друг другом (у бизнесмена из-за того, что его родственники не так оперативны и компетентны, а у родственников – что им не уделяют должного внимания).
Вторая причина несовместимости родственников в семейном бизнесе – это отсутствие делового авторитета в глазах друг друга. Типичным тому подтверждением являются неоднократные насмешки, когда кто-то из членов семьи решает заняться бизнесом и предлагает организовать семейное дело. В этом случае даже если родственники и соглашаются на это предложение, то только для того, чтобы наблюдать весь ход событий и убедиться в конечном фиаско. В подобных ситуациях родственников предварительно следует хорошенько подготовить психологически и склонить к точке зрения о необходимости и целесообразности своего дела, а уж только потом, когда они будут готовы, озвучить свою идею и предложить сотрудничество.
Также часто встречающимися фатальными ошибками становятся неумение разграничивать личные и служебные отношения и назначение родственников на высокие должности. Отсутствие четкого и ясного понимания, что бизнес имеет свои правила и законы, к которым нужно прислушиваться, дабы иметь успех, приводит к обидам, раздорам и в конечном итоге либо к рушению семьи, либо бизнеса. То же самое можно сказать и о родственниках на хороших постах. Беря в команду на ответственную должность родственника, который не соответствует этой должности по опыту и навыкам, вы и усугубляете состояние дел, и тем самым обижаете родственника (поскольку он либо постоянно остается виноватым, либо считает, что вы недостаточно ему помогаете). Эксперты рекомендует сначала поручить члену вашей семьи обязанности по силам, а с приобретением им необходимых знаний и опыта, повышать по службе.
Очень часто причиной раздора в семейном бизнесе становятся амбиции и гордыня, но, как правило, это относится к дальним родственникам, а также к супругам, братьям и сестрам (между родителями и детьми такие конфликты случаются намного реже). Способности и хватка у разных людей разные, нередко получается так, что приглашенный родственник-новичок очень быстро осваивает новое дело и становится успешнее и авторитетнее, чем пригласивший его основатель. Заканчиваются подобные ситуации тем, что получивший навыки родственник открывает свое дело и уводит за собой часть персонала, а родственные отношения остаются испорченными зачастую навсегда.
Преимущества семейного бизнеса:
О преимуществах семейного бизнеса можно говорить только в том случае, когда он правильно организован, успешно развивается и каждый задействованный в нем член семьи доволен своими и чужими результатами, т.е. в случае успешного семейного дела.
Итак, первым очевидным преимуществом является то, что прибыль в семье от данного бизнеса максимальна, соответственно семейный бюджет, вложенный в него, возвращается быстрее.
Правильно выстроенные отношения в бизнесе и общий интерес еще больше сближают членов семьи и увеличивают количество плоскостей их взаимодействия.
В семейном бизнесе, как правило, нет недомолвок, которые могут стать неожиданностью и повлечь за собой финансовые потери. Члены семьи обычно в курсе личных планов друг друга (свадьба, рождение детей и др.), что позволяет заранее предусмотреть и избежать возможных пробелов в делах. Сотрудники по найму, как правило, о подобных ситуациях молчат до последнего и ставят перед фактом зачастую в самый неподходящий момент.
По мнению экспертов, одно из преимуществ семейного бизнеса – возможность приобщить к нему своих детей, начиная уже со среднего школьного возраста. В процессе приобщения к бизнесу детей вы учите не теоретически, а практически, используя свой опыт и знания, полученные в конкретном деле. Наглядный пример родителей куда эффективнее действует, нежели ничем не подтвержденные поучения и теоретические знания в учебных заведениях.
Стабильно прогрессирующий и приносящий постоянный доход бизнес можно передать по наследству, обеспечив тем самым будущее детей (если только они будут продолжать начатое вами дело).
Как избежать конфликтов в семейном бизнесе.
Решившись на семейный бизнес, необходимо заранее обдумать возможные трудности и попытаться максимально их исключить. Желательно разработать для себя и своих родственников-коллег четкие правила и обсудить их совместно, приняв какое-либо решение единогласно. И чтобы избежать нежелательных недоразумений следует каждому их придерживаться:
Первым делом при организации предприятия оформляются уставные документы. В зависимости от совместно принятого решения относительно прав, обязанностей и роли каждого из членов семьи в данном деле, необходимо в уставных документах прописать учредителей и их долю в уставном капитале. Это предотвратит конфликт в случае отрицательного исхода организованного дела при разделе имущества.
Закрепив за каждым из членов семьи какую-либо оговоренную должность, эксперты рекомендует составить должностные инструкции для каждой штатной единицы, в которых обязательно должны быть зафиксированы круг вопросов и задач, обязанности и ответственность, соответствующие каждой должности. Должностные инструкции помогают систематизировать трудовые ресурсы, рационализировать трудовой процесс, а также ограничить возможность «сования носа не в свои дела» тех, из-за любопытности которых зачастую и происходят серьезные семейные и производственные конфликты.
Помимо этого должна быть четко определена вертикаль управления, чтобы никто из родственников не брал на себя лишних полномочий, делая неуместные замечания другим сотрудникам, поскольку подобные явления вызывают негодования в коллективе и разлагают трудовую дисциплину.
Обязательно необходимо очертить и прописать, например, в протокольном решении заседания учредителей круг вопросов для совместного семейного обсуждения. На семейный совет должны выноситься все вопросы, которые касаются финансовой стороны не только предприятия, а и семейного бюджета (расширение бизнеса, увеличение уставного капитала, пополнение оборотных средств, кредитование, инвестирование, участие в тендерах и пр.).
Прописать во внутреннем положении график работы и стараться придерживаться определенного режима работы. Очень часто именно по причине отсутствия в кругу семьи и постоянном пропадании на работе происходит распад семей и конфликтные ситуации в бизнесе.
Обязательно необходимо одинаково справедливое отношение абсолютно ко всем сотрудникам независимо от родственных связей.
Если ваш бизнес приобрел более громоздкие масштабы, и вы уже не в состоянии его контролировать прежними силами, целесообразно, отойти от дел и работы исполнителя, поставив на свое место проявившего себя в профессиональном плане родственника, а самому уделить больше времени и внимания семье.
Очень важным моментом является привлечение в бизнес детей. Во избежание конфликтов личностей и принципов бизнеса необходимо руководствоваться в первую очередь интересами ребенка. Ни в коем случае идея семейного бизнеса не должна быть навязана вами. Ребенок должен сам прийти к тому, чтобы заниматься не просто бизнесом, а бизнесом, основанным его родителями. Причем заинтересовывать нюансами предпринимательства необходимо, начиная со средней школы, и не отказывать в удовлетворении любопытства относительно теории, практики и технологии развития, как вашего дела, так и бизнеса в целом. Возможно, именно ваш ребенок превратит начатое вами маленькое дело в международный и признанный бизнес.
Можно попробовать самому создать свой бизнес, вложив в это немало сил и денег. Некоторые гуру советуют обучиться и заочно пройти школу своего дела, а затем уже создать его.
Но статистика, упрямая как компас вещь, подсказывает, куда предпринимателю стоит направить внимание и средства. Это франчайзинг – метод тиражирования успешного малого бизнеса. Если верить статистике, то вероятность успеха малого бизнеса, который ведется по системе франчайзинга, значительно выше, чем у доморощенного бизнеса.
Из 100 бизнесов, открытых самостоятельно, к концу 5-го года прекращают деятельность 90, а выживают лишь 10.
Из 100 бизнесов, начатых с помощью франчайзинга, к тому же сроку закрываются лишь 14, а 86 продолжают успешную работу.
Франчайзинг – это одновременно и Школа Своего Дела и само дело.
Франчайзор передает свою бизнес-систему, технологию, торговую марку, обучает и оказывает всестороннюю помощь франчайзи, которому благодаря такой поддержке значительно легче войти на рынок и добиться успеха.
И вот в 2014 году в нашей стране родилась новая компания "Премиум" с социально значимыми программами, которая может претендовать на роль идеального семейного бизнеса.
Почему компанию "Премиум" можно приводить в качестве образца для семейного бизнеса? Просто потому, что он отвечает большинству пожеланий:
- Имеет высокую вероятность успеха и быструю окупаемость
- Приносит хороший доход, достаточный для комфортного уровня жизни семьи
- Имеет широкий круг потребителей
- Бизнес не слишком сложный, его можно быстро освоить
- Получение постоянной заинтересованной поддержки от опытных в данном деле людей.